10:09 О системе работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью | |
Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в родительской любви, но не в любви-жалости, а в любви альтруистической, учитывающей интересы ребёнка, просто потому, что ребёнок есть такой, какой он есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая лёгкая, жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Мы встречаемся с нашими подопечными каждый день. И видим, что (к сожалению) не все ребятишки эти чувства от родителей получают. Нам необходимо не только скорректировать проблемы ребенка, но и определенным образом «вооружить» и поддержать родителей, воспитывающих их.
У педагога-психолога отделения по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов в Тереньгульском районе Орлова Александра Николаевича был опыт работы с родителями, поэтому он сразу определил систему взаимодействия с ними. Известно, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе совместно со специалистами участвуют родители, становясь партнерами. К сожалению, уровень психолого-педагогических знаний у родителей очень разный и не всегда конкретизирован на собственного ребёнка. Поэтому Александр Николаевич поставил себе задачу с помощью совместной работы и самодиагностики помочь родителям сформулировать запрос к психологу. Какие изменения в поведении или других проявлениях своего ребенка они хотят увидеть.
Во время работы с родителями педагог-психолог принял решение конспектировать некоторые статьи и адаптировать их под конкретных родителей. Материал представлял родителям с объяснением и актуальностью развития у детей основных качеств: «Тонкая моторика», «Координация движений глаз и рук», «Восприятие», «Подражание и произвольность». "Надо отметить, что, рассказывая родителям об этих качествах, я готовил индивидуальные упражнения конкретно для каждого ребенка!" - говорит Александр Николаевич. При необходимости, родителям предоставляются конспекты всех упражнений, чтобы они самостоятельно в домашних условиях могли проводить занятия с ребенком. Кроме того, для многих занятий необходимо совместно приготовить учебный материал из подручных средств – это еще один из положительных моментов, так совместная деятельность способствует укреплению эмоциональной связи между родителем и ребенком.
Следующий этап работы с родителями посвящен приёмам воспитания в семье. Самый главный принцип в данном направлении работы «Не навреди!». В рамках заседаний родительского клуба и индивидуальных консультаций затрагиваем такие темы как: агрессивное поведение ребенка и способы его нейтрализации, роль отца в воспитании ребенка, важность соблюдения режима дня, секреты воспитания вежливого ребенка, как уберечь ребенка от насилия, как избежать конфликтов в семье, рекомендации по адаптации особенного ребенка в школе, условия формирования эмоционально-волевой сферы, формирование адекватной самооценки и многие другие. Очень значимое место в системе работы с родителями занимает и поддержка родителей особенных детей. Практически все мамы в той или иной степени чувствуют свою вину перед родственниками и знакомыми из-за того, что у них «особенный» ребёнок. Для преодоления этого чувства и улучшения эмоционального состояния провожу много психогигиенических упражнений, как индивидуальных, так и совместных с ребенком. | |
|
Всего комментариев: 0 | |